Капкан на чудака. Алина Кугуш







Перформативная встреча с великими чудаками.

На экскурсии с художницей Алиной Кугуш посетители поговорили об искусстве перевоплощений, связи свободного платья и свободного нрава, ловушках символических и физических, каламбурах и фигурном стихе.

На основе изданий об истории моды, каталогов выставок, статей из периодических изданий, зинов и книг художников посетители познакомились с разными видами чудачества как художественной стратегии.

Подборка книг, статей и альбомов про чудаков, ловушки и такой способ ухода от ловушки как подмена


Рамкой для построения экскурсии стало рассмотрения ряда художников как чудаков или, иначе говоря, персонажей выбирающих специфические стратегии обхождения с медиа, пространством, своей жизнью. Ян Бас Адер, исчезнувший в океане во время перформанса в 1975-м, Мамышев-Монро, проживающий множество жизней, нарушительница табу Марлен Дюма и художница Лера Лернер, главным медиа которой становится контакт, отношения, выстраиваемые с героями ее книги.

Другим лейтмотивом встречи стали ловушки. Отталкиваясь от перформанса Бас Ян Адера «Tea Party» 1971, фото с которого вынесено на обложку журнала Artforum 1999 (фонда периодических изданий), герои экскурсии были рассмотрены как персонажи попадающие или избегающие ловушки, физические и символические. 

Номер 17 журнала Fukt (2018 год), цитируя Витгенштейна, напоминают, что пределы нашего языка и есть пределы познаваемого, то есть о языке и речи как ловушке (The limits of my language mean the limits of my world, Ludwig Wittgenstein 1922). В то же время, сами художники номера, по-разному работающие с текстом как визуальной формой, своим искусством формируют другой, внеречевой, тип знания «между речью и визуальностью».  

Группа художников Slavs and Tatars рассматриваются художницей как великие каламбурщики, чудаки языка. Художники, практика которых строится на игре слов, зазорах между переводом слова с одного языка на другой и всяческой подмене, плутовском несоответствии между визуальностью предмета и его содержанием наследуют заветам «Сдвигологии русского стиха» Алексея Крученых 1923 года. Сдвигология как метод провозглашает т. н. сдвиг — ошибку, случайное слепление слов в новое слово как сверх-троп, прием, на котором должно быть основано новое искусство. («Сдвиг — вновь открытая Америка!..» «сдвигология дает нам в руки новое орудие, новое чтение, новую азбуку.»)

Другим мастером подмены оказывается Мамышев-Монро, в отличии от Slavs and Tatars, Монро подменяет не предметный ряд, а персоналии. С помощью костюма и грима он сам перевоплощается в разных исторических персонажей и героев поп-культуры. На встрече рассматривалась серия «Политбюро» с авторской аннотацией. В концептуально-плутовской рамке, заданной самим Монро, члены политбюро оказываются в западне и просят Мамышего-Монро разработать для них образы для ускользания.

Палитра абсурдистских логик как способ подмены логики более традиционной появилась в контексте историй, которые художница Лера Лернер собрала в книгу художника «Город перемещённых лиц». Среди персонажей книги есть героиня, управляющая скоростью толпы с помощью прокручивания заводного механизма пластмассовой игрушки или женщина, штопающая город по ночам. Каждый из них добывает себе агентность, придумывает свой способ управлять мироустройством и ускользнуть из заточения обыденности.

Фотокнига Юлии Павловой «о лесе, скорби и ловушках», повествующая о капканах вокруг домика лестничего в тайге, демонстрирует ловушку не только в контексте охотника и добычи, но и подсвечивает охранную функцию защиты от «чужака». Таким образом, капкан на чудака, если и существует, то показывает отношение к нему не только как жертве охоты, но также показывает его как фигуру, которую опасаются. В завершении экскурсии, посетители могли сами почувствовать себя героями западни, поучаствовав в реэнакманте перформанса Бас Ян Адера «Tea Party».

Новости / Архив

Капкан на чудака. Алина Кугуш

Зачем художники делают это

Лекция и мастер-класс по макияжу как художественной практике
Капкан на чудака. Алина Кугуш

«Нить путеводная. Воплощения» в кластере Октава

Работа Алины Кугуш для выставки «Нить путеводная. Воплощения» в кластере Октава, г. Тула
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Арт-медиация по экспозиции НИИ «Параприрода»

Перформативная медиация Алины Кугуш по экспозиции НИИ «Параприрода» — совместного проекта Центра Art&Science ИТМО,...
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Mosura: появление черного мотылька

Перформативная медиация по проекту Александры Гарт «Лес паутин» в галерее Anna Nova
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Root-crop

Перформанс на экспозиции «Сказки о потерянном времени» Владислава Мамышева-Монро в K-Gallery
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Лекция о феномене Челосекомого

Стенд-ап — лекция в мастерской в Петербурге
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Скатерть-Самобранка

Перформанс на открытии 1-го Кураторского форума ГЦСИ Петербург и ярмарки SAM Fair Street Art Museum / Музей стрит-арта
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Санкт-Догвилльбург, 7-я независимая ярмарка

«7-я независимая ярмарка современного искусства» в пространстве Севкабель Порт, Санкт-Петербург
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Игры и игрища

Экскурсия-обсуждение с художницей Алиной Кугуш по архиву Музея «Гараж» в Санкт-Петербурге
Капкан на чудака. Алина Кугуш

SURREAL. Group exhibition, Dubai

Bayt AlMamzar and Alisa Gallery present the exhibition Surreal: magic realism in animation and contemporary art...
Капкан на чудака. Алина Кугуш

CTRL+Y. Повторить отмененное действие

С 5 ИЮНЯ ПО 8 ИЮЛЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «Ц-1» УНИВЕРМАГА «ЦВЕТНОЙ» ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА, В РАМКАХ КОТОРОЙ ХУДОЖНИКИ...
Капкан на чудака. Алина Кугуш

11-th Cosmoscow Art Fair

Cosmoscow 2023 в полароидах Кристины Башковой
Капкан на чудака. Алина Кугуш

«Я всегда знал, что мы встретимся»

Кураторский групповой проект Алексея Масляева в Третьем месте
Капкан на чудака. Алина Кугуш

Studio visit

Студио-визит в Мастерских Музея Гараж
RU
EN