Атлас Чрезвычайных Ситуаций (АЧС)
серия живописи и графики, 2021 — 2023
Серия мистических, поломанных локаций и миров, места и персонажи которых не вызывают подозрения по отдельности, но вместе образуют картину сдвинутого, мутировавшего мира.
Серия, созданная в разных медиа: живописи на холстах и больших акварелей — сама является частью обмана глаза, где одно медиа притворяется другим — акварель приобретает редкий для этого медиа масштаб, а живопись несвойственную текучесть и прозрачность. Мотив подделок и подменышей раскрывается также через животных, замерших между миром живых и неживых. Такое анимистическое видение, принятое, например, в древнеяпоской и шаманских культурах, являеется общим местом древних культов, корнями откуда произрастают и всем хорошо знакомые сказки с их архетипическими персонажами и локациями.
Локация как действующее лицо в серии представлено двумя способами: избы-сумасброды и неведомые техногенные конструкции объединены в одну вселенную и каждый имеет свой прототип. Странная конструкция, похожая на летающие тарелки, на фоне которой разворачиваются события серии — каскад трансформаторов генератора импульсных напряжений «Аркадьева-Маркса» (г.Истра, 1967), построенный для искусственного создания молний внутри катушек. Как и любой советский НИИ, катушки выступают не только как артефакт наследия холодной войны, но и источник «советского невероятного».
Мотив картографирования, сбор отдельных сцен в некий «Атлас» нашел отражение и в некоторых названиях. Так, «Дева к югу от небесного экватора» — часть определения созвездия Центавр, а градусное обозначение «От 0°50′ до 6° ниже горизонта» — часть научного определения гражданских сумерек. Вырванные из контекста словосочетания, речевые реди-мейды научной среды, задают планетарный масштаб происходящему, перенося подмосковных ёкаев куда-то в звездное небо.
В «Атласе» прерванные пространственно-временные нити скатываются в клубок узнаваемых, но никогда не существовавших сюжетов людской молвы, преданий и теорий заговоров.
Избушка и лес. Неофит поглощается пастью
холст, масло / 160 см ×180 см / 2023
Спарк — искровой разряд
холст, масло / 150 см ×100 см / 2023
Групповой стенд галереи Sistemа на ярмарке Cosmoscow' 23 (совместно с самуилл маршак)
Sistema Gallery ©️ 2023
Фрагменты серии
(Нажмите, чтобы увеличить)
Альтернативные Методы Передвижения
Частный случай Атласа Чрезвычайных Ситуаций (АЧС)
мини-серия живописи и графики, 2023
Серия живописи и графики разворачивает ряд ситуаций вокруг советских радиотелескопов. Героями «Дела № 2» «Дела № 34» и «Дела № 11» становятся не только люди с разными связками собак, но и телескопы Пулковской и Калязинской Обсерваторий, а также антенна с нежным названием «Ромашка» научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев».
Группы людей и собак находятся в разной динамике от полного визуального подобия натяжения поводков между человеком и собаками натяжению антенн в радиотелескопе до более расслабленного, как в Деле № 11, где унесенная в небо героиня напоминает скорее Дороти из «Волшебника из Страны Оз» (The Wonderful Wizard of Oz), подхваченная в небо ураганом.
Огромное количество радиотелескопов (порядка 20 против 1-2 в других странах), строящиеся весь период позднего СССР предстает не только как артефакт наследия холодной войны, но и источник «советского невероятного». Телескопы рассматриваются художницей как причина мутаций и искажений пространства. Подобно Дороти героини Кугуш предпочли бы стукнуть дважды туфельками и оказаться в нормальном течении времени, но не могут, и вместо этого вынуждены приспосабливаться к альтернативным методам передвижения.
Групповой стенд галереи Sistema на ярмарке Contemporary Istambul 2023
Photo: Sistema Gallery ©️ 2023