Open Mo(u)th

3-ех частная сайт-специфик инсталляция для Зеленой Гостиной 
в рамках групповой выставки «Как поймать мотылька?»

Музей В. В. Набокова, Петербург

03. 09. 2022 — 26.11.2022

Куратор Илья Крончев-Иванов

фото экспозиции: Роман Круглов

дизайн: Марго Наумова
продюсер выставки: Ангелина Браун

Open Mo(u)th. Алина Кугуш

За свою жизнь Набоков собрал огромную лепидепторологическую коллекцию — более 5000 экземпляров. Именно это страстное увлечение поддерживало Набокова-мигранта и сопутствовало ему. Одна из первых статей, написанных писателем в европейской эмиграции, была посвящена бабочкам. Его первым постоянным местом работы после бегства в Америку стал отдел чешуекрылых в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета. Забавно, что перемещаясь из Европы в Америку и обратно, Набоков повторял маршрут миграций его любимых Голубянок, которым он посвятил свои энтомологические исследования. 

В своей художественной практике Алина Кугуш методично обращается к образу мотылька. В Зелёной гостиной дома Набоковых она создает пространство для межвидовой эмпатии, где не столько говорит от лица бабочки, сколько предлагает ситуации, в которых зритель сможет пережить судьбу насекомого, заключенного в энтомологическую коллекцию.


Илья Крончев-Иванов,
куратор проекта «Как поймать мотылька?»

Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш

Часть 1: Catch

В пространстве Зелёной Гостиной расставлены сачки с кирпичными основаниями. Из предмета динамики они превращаются в самостоятельные монументы — активированные ловушки. Ловушки раскрытых для охоты ртов.

Размер сачков намекает нам, что предстоит охота на большого мотылька.

Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш

Часть 2: Cross-scale

Cross-scale (от англ. межчешуйчатый, межмасштабный) отталкивается  от оригинальной метафоры, применённой Набоковым-энтомологом к описанию узоров чешуекрылых. Подсчитывая чешуйки крыла, Набоков использовал ряды как широты, а жилки как меридианы. Таким образом, в его методе географическая градусная сетка сжималась с планетарного масштаба до размера крыла бабочки.

Мы видим натянутую сеть с парящими лепестками весьма узнаваемой фактуры. Распотрошённые кроссовки из предмета бега и бегства превращаются то ли в чешую, то ли в сбившихся вместе мотыльков. Они  висят внахлест и сбиты в кучу, образуя облако крыла бабочки рода Polyommatus.

Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш

Часть 3: Archive

На стене сонм четверокрылых созданий — полулюдей-полумотыльков. Игла, подобно хирургическому инструменту, прорезает куски оргстекла, образуя печатную форму. Краска впечатывается в бумагу под давлением станка, оставляя след некогда порхающего. Так появляется гравюра. Станок, давление, печать. Печать, давление, станок. Теперь листы собраны в коллекцию.

Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш
Open Mo(u)th. Алина Кугуш

Как поймать мотылька?

«Как поймать мотылька?» — поэтическое размышление об эскапизме, памяти и миграции в контексте писательской практики Владимира Набокова. Отталкиваясь от одного из неотъемлемых и неожиданных увлечений писателя — ловли (или как он самым называл «ловитва») мотыльков, выставка предлагает художественный взгляд на осмысление процессов физического и духовного перемещения, связанного как с вопросами миграции Набокова, так и с опытом его автобиографических путешествий по чертогам собственной памяти, носящих сновидческий характер. 

Выставка разместилась в трёх залах музея (Малая Столовая, недавно открытая Зелёная Гостиная и Библиотека), образуя анфиладу параллельно основной экспозиции. Работы современных художников носят сайт-специфик характер и интегрируются в музейно-мемориальное пространство, вступая в диалог с наследием Набокова. Таким образом, выставка переосмысляет не только события из жизни писателя, но и феномены, которые человечество переживает сегодня. 



Подробнее о групповом проекте: how-to-catch-a-moth

Художники: Лера Лернер, Галя Фадеева, Марья Дмитриева, Алина Кугуш, Женя Музалевский, Денис Прасолов, Наталья Фёдорова. 

RU